
- «Я так и думал, спросил на всякий случай, но я нашел более интересное место, чем наши заповедники и национальные парки, это Япония!» И начинает восторженно рассказывать. Я не поверил, пока не увидел фотографии. После этого разговора остался небольшой осадочек. Чем мы хуже японцев? И вот буквально несколько недель назад сидим у него офисе в Иркутске, и разговор на эту тему продолжился. Пишу практически дословно.
- Женя, а почему именно Япония?
- Самое первое, что подкупает в Японии – это люди. Очень доброжелательные и отзывчивые. Всегда помогут и окажут поддержку – это очень важно, когда путешествуешь по чужой стране. Япония – это страна очень высокой культуры, поэтому я выбираю ее, а не другие места на планете.
Во-вторых, это рай для фотографа дикой природы, с большим количеством национальных парков. Чаще всего снимаю: Акан (Хоккайдо), Кусиро-Сицуген (Хоккайдо), Сиретоко (Хоккайдо), Никко (Хонсю), Фудзи-Хаконе-Идзу (Хонсю), Керама (Окинава), Ириомотэ-Исигаки (Окинава).
Там удивительная по красоте природа, а некоторые дикие животные подпускают настолько близко, что можно снимать крупный план на портретный объектив, не используя телевик.
Ты только посмотри, какое разнообразие животного мира представлено в нацпарке Сиретоко, на острове Хоккайдо!
Я с восторгом рассматриваю фотографии лис, белоплечих и белохвостых орланов, рыбного филина, лебедя-кликуна, оленей, китов, медведей.

- Вход на территорию нацпарков – бесплатный, деньги берут только за фрахт корабля или за съемку на территории обсерваторий, – продолжает Евгений, – обидно, что вся эта красота находится всего в 30 километрах от острова Кунашир, а снять это изобилие диких животных у нас в стране почти невозможно.
Я лично постоянно сталкивался с такими проблемами. Звонишь в учреждение, которое управляет ООПТ, просишь разрешения на съемку и всегда одна и та же схема: либо цены сумасшедшие называют, либо обещают дать возможность поснимать, но потом не отвечают на звонки и письма. Да и положа руку на сердце – нет у нас такого количества диких животных, снимать некого. А те звери и птицы, что остались – очень осторожные.
Я живу на Байкале. У нас гнездится орлан-белохвост, но снять его с близкого расстояния – почти невозможно. А в Японии, на Хоккайдо, я их снимаю с 5-6 метров.

В одном из заказников на севере Байкала, я четыре дня караулил лебедя-кликуна и был счастлив, что заснял его с 300 метров. А в Японии эти лебеди ходят по берегу озера и толкают тебя крыльями, если мешаешь им пройти, та же история с лисами.

Наши лисички очень пугливы, наверное, потому, что их истребляют охотники. Говорят, чтобы не распространяли заразу, а в Японии лисы иногда подпускают на расстояние вытянутой руки. Никто их там не убивает.

Во время съемок в нацпарке Керама, на Окинаве, я мог рукой погладить хвост горбатого кита, в океане.

Снежные обезьяны, в долине Дзигокудани, могут сидеть в метре от тебя и заниматься своими делами.

Олени ходят в лесу, на Хоккайдо, в 10 метрах от дороги. Иногда они выходят на поля, где подкармливают журавлей и «отжимают» у птиц корм. Японские журавли – это моя большая любовь! Это грация, эстетика и графика! Я часто бываю на Хоккайдо и всегда наслаждаюсь съемками этих фантастических птиц.

История появления журавлей на Хоккайдо – очень интересная. Один фермер прикармливал у себя в огороде этих птиц на протяжении нескольких лет, и только потом журавли стали прилетать в большом количестве без боязни. Понимаешь, там не было чуда. Это была кропотливая работа из года в год. Этого фермера уже нет в живых. На протяжении 20 лет его дело продолжает сын. Благодаря этому сотни фотографов со всего мира, ежегодно прилетают на Хоккайдо, чтобы снять свои потрясающие кадры.

- Евгений, восхищен твоими работами, а какой аппаратурой пользуешься?
- Я благодарен корпорации Sony Россия. В недавней февральской поездке на Хоккайдо, они поддержали меня, предоставив для съемок новейший телеобъектив Sony FE 600 mm F4 GM. Это потрясающий объектив, настоящая мечта фотографа дикой природы! Очень резкий, цепкий, с мягким бокэ. Несмотря на свои грозные размеры, он имеет небольшой вес (3 кг), что позволяет спокойно снимать с рук, без штатива. Серию работ, снятую с помощью этого объектива, я планирую представить в Париже на одной из выставок, в будущем году.

- Фотография — это твоя основная работа или, как у меня, хобби?
- Сейчас я работаю в стиле Fine Art. Свои работы печатаю в большом размере. Как правило, их используют для оформления интерьеров и для VIP-подарков. Мои заказчики – крупные российские компании: ИНК, Роснефть, Сбербанк, Газпром и другие, благодаря им, я имею возможность путешествовать по всему миру и снимать то, что мне нравится.

- В дальнейшем так и собираешься фотографировать только в Японии?
- Несмотря на мою любовь к Японии, я мечтаю увидеть тот день, когда в нашей стране будет такая же возможность снимать диких животных в шаговой доступности. Я живу в России и хочу, чтобы мои дети и внуки видели редких птиц и животных не на моих фото, а в парках и заповедниках нашей необъятной Родины. Я понимаю, что это непростая задача, но мне кажется она вполне выполнима.
- Спасибо, Евгений, за такой патриотичный настрой. Я тоже очень на это надеюсь. Поэтому, как бы сложно не было, продолжаю заниматься вопросами охраны на территории наших заповедников и национальных парков.
Р.S. Заходите, смотрите, подписывайтесь. Впечатляющие снимки! Евгений Доманов https://www.instagram.com/domanov.art www.facebook.com/DomanovArt